Тема 1. Введение в предмет неорганической химии.

                    Вы приступаете к освоению нового учебного предмета, который поможет вам понять окружающий мир. Вы узнаете также некоторые важнейшие явления, происходящие в мире веществ, в окружающей нас природе. Приятного вам путешествия в мир природы, в мир веществ и превращений.

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
  • Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХИМИИ

1. Внимательно посмотрите  презентацию.   "История развития химии"

       2.  О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ, ВЕЩЕСТВАХ И ИХ СВОЙСТВАХ

 Химия – это наука о ве­ще­ствах, их свой­ствах и пре­вра­ще­ни­ях друг в друга.

А что же такое вещество?

Из курса физики Вам известно, что-то, из чего состоят тела, называется веществом.

Рассмотрите рисунки.

     
ВАЗА СТАТУЭТКА ЧАШКА  ТАРЕЛКА

Что объединяет между собой эти столь разные предметы?

Все, что нас окру­жа­ет, – люди, жи­вот­ные, рас­те­ния, горы, моря, пред­ме­ты – имеет непо­сред­ствен­ное от­но­ше­ние к химии. Окру­жа­ю­щие нас пред­ме­ты и объ­ек­ты на­зы­ва­ют  фи­зи­че­ски­ми  те­ла­ми.  Одни и те же тела часто из­го­тав­ли­ва­ют из раз­ных ве­ществ. На­при­мер, про­во­ло­ка может быть мед­ной, же­лез­ной, алю­ми­ни­е­вой. И на­о­бо­рот, из од­но­го и того же ве­ще­ства могут быть из­го­тов­ле­ны раз­лич­ные тела: из стек­ла сде­ла­ны раз­ные виды по­су­ды, вазы и т. д.

К на­сто­я­ще­му мо­мен­ту из­вест­но около 15 мил­ли­о­нов ве­ществ, и это да­ле­ко не пре­дел!

Часто одни и те же предметы изготавливают из разных веществ и наоборот, разные по назначению предметы могут быть изготовлены из одного и того же вещества.

Ложка - тело

Серебряная

                                                                                  

Фарфоровая

Деревянная

Пластмассовая



                  Ложка –  это тело, со­сто­я­щее из ве­ще­ства – же­ле­за. Кусок гра­ни­та – это тоже тело, со­сто­я­щее из несколь­ких ве­ществ – квар­ца, слюды и по­ле­во­го шпата.

Химический элемент

Простые вещества – это вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента.  Вещества, образованные из двух и более химических элементов, называются сложными.

За­пом­ни­те! Каж­дое тело со­сто­ит из ка­ко­го-ли­бо ве­ще­ства.

Основные положения темы (выписать в тетрадь, выучить):

  • Физическое тело – имеет форму и объём, состоит из вещества.
  • Вещество – конкретный вид материи, с определёнными свойствами.
  • Свойства вещества – признаки, по которым вещества отличаются или сходны между собой.
  1. Агрегатное состояние
  2. Цвет
  3. Плотность
  4. Теплопроводность
  5. Электропроводность
  6. Температура плавления и кипения

Одна из задач химии – это изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в промышленности, сельском хозяйстве и медицине.

      Физические и химические явления

Фи­зи­че­ские  яв­ле­ния – это яв­ле­ния, при ко­то­рых дан­ные ве­ще­ства не пре­вра­ща­ют­ся в дру­гие, а толь­ко из­ме­ня­ет­ся их аг­ре­гат­ное со­сто­я­ние или форма.

         Вещество                    
Физические свойства
                                     Цвет
          Запах               
     Растворимость в воде    
     Плотность       
г/см3
Поваренная соль
1,24
сахар
1,6
Пищевая сода
2,53

Заполните таблицу "Физические свойства веществ." В качестве примеров опишите вещества, используемые на кухне. 

Хи­ми­че­ские яв­ле­ния или хи­ми­че­ские ре­ак­ции

Хи­ми­че­ские яв­ле­ния или хи­ми­че­ские ре­ак­ции – это яв­ле­ния, при ко­то­рых из дан­ных ве­ществ об­ра­зу­ют­ся дру­гие.

Же­ле­зо ржа­ве­ет при вза­и­мо­дей­ствии с водой и кис­ло­ро­дом. Ржав­чи­на – хруп­кое ве­ще­ство бу­ро­го цвета. Таким об­ра­зом, про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние ве­ществ – же­ле­за, кис­ло­ро­да и воды – в ржав­чи­ну. Это яв­ле­ние от­но­сит­ся к хи­ми­че­ским. Хи­ми­че­ские яв­ле­ния иначе на­зы­ва­ют хи­ми­че­ски­ми ре­ак­ци­я­ми.

Ве­ще­ства, по­лу­ча­ю­щи­е­ся в ре­зуль­та­те ре­ак­ции (в дан­ном слу­чае – ржав­чи­на), на­зы­ва­ют про­дук­та­ми ре­ак­ции.

   Рис. Классификация явлений.


Под­ве­де­ние итога урока.

Химия – это наука о ве­ще­ствах, хи­ми­че­ских ре­ак­ци­ях и их при­ме­не­нии. Хи­ми­че­ские зна­ния по­мо­га­ют бо­роть­ся с раз­лич­ны­ми бо­лез­ня­ми че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и рас­те­ний. Изу­чая свой­ства ве­ществ, со­став­ля­ю­щих нежи­вую при­ро­ду, люди учат­ся бе­реж­но и гра­мот­но ее ис­поль­зо­вать.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задача №1.

Вспомните физические свойства бензина и воды и ответьте на вопрос.Растительное масло и вода отличаются друг от друга по следующим физическим свойствам:

А) Запах;
Б) Цвет;

В) Агрегатное состояние;

Г) Плотность.

Задача №2.

Работайте с тренажёром «Вещества» 

Задача №3.

               Работайте с тренажёром «Тела»

 

Последнее изменение: Среда, 2 Январь 2019, 16:39