Индивид, индивидуальность, личность.

Познакомьтесь с предложенным материалом

Тема:     Эмоции и чувства.

Цель: сформировать у учащихся представление о понятиях «эмоции» и «чувства».

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «эмоции», «чувства»,

                  классификацией эмоций и чувств;

              2. Учить анализировать состояние своих внутренних переживаний, различать эмоциональные состояния окружающих людей по невербальным признакам.

Ресурсы: 1.  Плакат «Эмоции и чувства»

                2.  Карточки для игры «Польза и вред эмоций»

                3.  Материалы для арт-терапии: журналы, ножницы, клей, бумага.

Сценарий занятия.                                                         

 

1.Вступительная беседа.

Психолог говорит о том, что познавая действительность, взаимодействуя с другими людьми, человек так или иначе относится ко всему, что с ним происходит. Одни явления радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущение. Говоря о переживаниях человека, в психологии обычно употребляют два термина – «эмоции» и «чувства».

Эмоции - это простейшие переживания. Обычно они носят ситуативный характер и возникают в ответ на конкретную ситуацию. Например, вы получили пятерку и испытываете при этом радость, удовольствие. В тоже время эмоции неустойчивы и радость может смениться печалью и грустью, если ваш лучший друг на этом же уроке получил двойку.

Чувства – это устойчивые переживания человека. Они связаны с переживанием высших влечений. Это, например, чувство любви, чувство долга и т. д.

 

2. Упражнение «Словарь переживаний»

Цель: анализ учащимися своих эмоциональных переживаний.

Учащимся предлагается записать в тетрадь следующий перечень эмоций и чувств: веселье, грусть, радость, скука, интерес, зависть, любовь, ненависть, обида, одиночество, вина, стыд, удовольствие, удивление, гордость, разочарование, тоска, печаль, страх, гнев, отвращение.  Далее карандашом учащимся предлагается подчеркнуть те эмоциональные переживания, которые они обычно скрывают, стараются не показывать при других людях.

Далее по желанию учащиеся высказываются.

Психолог задает вопрос: как вы думаете, для чего эмоции и чувства нужны человеку, какую роль они играют в его жизни?

Вывод: чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека. Благодаря эмоциям и чувствам человек может выразить свое отношение к окружающему миру, ко всему, что с ним происходит.

 

 

3. Игра «Польза и вред эмоций»

Цель: вербализация учащимися отношения к тем или иным эмоциональным переживаниям человека.

Учащимся предлагается вытянуть карточку, на которой написано какое-либо эмоциональное переживание. Далее каждый участник игры озвучивает то, что написано у него на карточке; говорит что это – эмоция или чувство, что оно означает и приносит оно больше пользы или вреда самому человеку и окружающим его людям.

         Далее психолог говорит о том, что мир эмоций и чувств чрезвычайно разнообразен. Условно их можно разделить на 2 группы: положительные и отрицательные. В соответствии с этим они могут повышать или понижать жизнедеятельность человека.

         Кроме того, в зависимости от направленности чувства делятся на: моральные – переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу;

интеллектуальные – чувства связанные с познавательной деятельностью; эстетические – чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни.

практические – чувства, связанные с деятельностью человека.

         Основные виды эмоций это:

  • настроение – деятельное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека;
  • страсти – эмоциональное состояние повышенного напряжения, достаточно длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость;
  • аффекты – эмоциональные состояния взрывного характера, характеризующиеся изменением сознания, нарушением волевого контроля.

Вопрос психолога: по каким признакам мы можем увидеть как чувствует себя человек?

Действительно, о том, что чувствует человек можно судить по его мимике (выражению лица), пантомимике (жестам определенного характера) и речи (интонации, специфических оттенков в речи).

4. Упражнение с элементами арт-терапии «Лица»

Цель: анализ эмоциональных состояний окружающих людей по невербальным признакам.

Учащиеся,  используя журналы, ножницы и клей создают коллажи из приятных, красивых и неприятных, некрасивых, на их взгляд, лиц.

Рефлексия: где на работе красивые, а где некрасивые лица? Какие лица встречались в журналах чаще? Какие лица встречаются чаще в жизни? По каким признакам вы выбирали приятные и неприятные лица? Что объединяет все красивые и некрасивые лица, выбранные учащимися?

В заключение урока психолог делает выводы, проводится рефлексия, выставляются оценки.